Тюремному духовнику

201712.b

Лица, посещающие исправительные учреждения, обязаны соблюдать законодательство Россий­ской Федерации и Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.

К осужденным, по их выбору, приглашаются священнослужители только из зарегистрированных в установленном порядке религиозных объединений. Такая регистрация осуществляется Министерст­вом юстиции Российской Федерации или его территориальными органами на основе Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях». Право на приглашение священнослужите­лей не может быть ограничено даже для осужденных, находящихся в штрафном или дисциплинарном изоляторе, карцере, переведенных в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночную камеру.

УИК РФ (ч. б, ст. 14) специально предусматривает два случая, когда по просьбе осужденного адми­нистрация учреждения должна обеспечить возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

Во-первых, речь идет о тяжелобольных осужденных. К ним же следует отнести престарелых осуж­денных, инвалидов.

Во-вторых, об осужденных, приговоренных к смертной казни перед исполнением приговора. Со­гласно ч.2 ст. 185 УИК РФ эти осужденные вправе иметь свидания со священнослужителем, причем ко­личество их не ограничено.

Священнослужители приглашаются в ИУ для личных встреч с осужденными и совершения культо­вых действий. Культовые действия (таинства, богослужения, коллективные моления и песнопения, прочтение религиозной литературы и т.д.) совершаются в специально отведенных администрацией уч­реждения культовых помещениях (в некоторых колониях – в специально построенных сооружениях: православных храмах, часовнях, мечетях и т.д.). Просьбы осужденных о встречах со священнослужи­телями удовлетворяются в зависимости от наличия служителя того или иного культа в месте дислокации ИУ, а также при возможности религиозной организации направить священнослужителя в ИУ с уче­том оперативно-режимной обстановки в учреждении.

Представители религиозных организаций должны быть ознакомлены с Правилами внутреннего распорядка ИУ и правилами посещения мест лишения свободы гражданскими лицами. При этом не­обходимо объяснить, что можно и что нельзя проносить на территорию ИУ и почему; что можно при­нимать от осужденных, а что нет.

Отправление культа, соблюдение религиозных предписаний и обычаев не освобождает осужденного от обязанности выполнения установленных законодательством и Правилами внутреннего распорядка условий отбывания наказания и ответственности за их неисполнение.

С целью удовлетворения религиозных потребностей осужденных, проведения с ними воспитатель­ной и духовной работы по обращению их в веру, религиозные организации и их представители имеют определенные права и обязанности.

  1. Посещать ИУ могут лишь представители зарегистрированных религиозных объединений.
  2. Проносить с собой на территорию учреждения и передавать осужденным религиозную литерату­ру и предметы культа (нательные кресты, Библии и др.), кроме тех, которые выполнены в виде колю­ще-режущих предметов, а также изделий из драгоценных металлов, камней, либо представляющих собой культурную или историческую ценность.
  3. Оказывать помощь в оборудовании культовых помещений в выделенных администрацией ИУ местах на территории жилой зоны, а также создавать на территории учреждений и вне их предприя­тия, производственные объекты и трудоустраивать на них осужденных в порядке и на условиях, предусмотренных Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде ли­шения свободы» (1993 г.), помогать освобожденным в трудовом и бытовом устройстве.
  4. Организовывать воскресные школы («Библейские курсы»), иные формы обучения осужденных религиозным предписаниям, нормам своих вероучений и культовой практике, проводить для осужденных лекции, беседы, иные мероприятия духовно-нравственного характера.
  5. Передавать через администрацию учреждения гуманитарную помощь осужденным в виде пред­метов и продуктов питания, которые разрешены Правилами внутреннего распорядка.
  6. Проводить воспитательную работу с осужденными в составе различных организованных форми­рований общественности (например, в составе Попечительских советов) с целью исправления лиц, от­бывающих наказание в ИУ.

Представители религиозных организаций, проводящие работу с осужденными, обязаны предъя­вить администрации ИУ документ, удостоверяющий личность, и справку о регистрации в качестве слу­жителя культа.

Об официальном разрешении посещать учреждение необходимо позаботиться заблаговременно. Целесообразно получить разрешение руководства Федеральной службы исполнения наказаний. При этом необходимо, чтобы лицо, оформляющее разрешение, имело письменную рекомендацию религи­озной организации во время переговоров с администрацией ИУ. Следует также заранее оговорить время, продолжительность и цель посещения учреждения.

Представителю религиозной организации, работающему в учреждении регулярно, может быть вы­дан и постоянный пропуск. В случаях, когда у администрации ИУ возникают сомнения в том, что дея­тельность представителей религиозных конфессий будет способствовать целям исправления осужден­ных, поддержанию должного порядка в учреждении, последние обязаны предоставить руководителям ИУ подтверждение вышестоящих церковных организаций о возможности работать в местах лишения свободы.

Кроме того, администрации ИУ рекомендуется более подробно выяснить содержание проповедни­ческой деятельности тех религиозных представителей, которые планируют проводить у них работу с осужденными (отзывы об их прошлой деятельности, рекомендательные письма и т.д.).

При посещении ИУ представителями религиозных организаций администрация учреждения ин­формирует их о порядке проведения встреч и обеспечивает меры безопасности (например, осужден­ным нельзя передавать деньги и другие, запрещенные к хранению предметы).

Взаимодействовать ИУ с представителями религиозных организаций будет легче, если стороны за­ранее спланируют свои действия на территории учреждения. Проход на территорию учреждения пред­ставителей религиозных организаций осуществляется по тем же правилам, что и обычных посетителей, исключая при этом личный досмотр священнослужителей.

При посещении осужденных священниками нередко возникают проблемы с проносом на террито­рию учреждения предметов культа, представляющих определенные материальные ценности, жидкос­тей, содержащих алкоголь, ароматических и легковоспламеняющихся веществ, религиозной символи­ки, которые могут быть использованы как холодное оружие. Указанные вещи могут временно, на пе­риод проведения богослужебных мероприятий, и под присмотром находиться на территории уч­реждения. Но нецелесообразно, чтобы они хранились там постоянно, тем более в значительных коли­чествах.

Священники Русской Православной Церкви используют красное вино при совершении «Таинства Причастия». Администрация ИУ может пойти на это, не вступая в противоречие с существующими пра­вилами. Церковное вино для обряда надо рассматривать не как алкогольный напиток, а как «предмет религиозного культа», который разрешается использовать в местах лишения свободы по их прямому назначению. При соответствующем контроле со стороны администрации использование вина для При­частия верующих осужденных (в незначительных дозах) гораздо менее опасно, чем иные предметы ре­лигиозного культа, которые, например, при определенных обстоятельствах могут быть использованы как орудия нападения.

Еще один вопрос, который может возникнуть перед администрацией ИУ при сотрудничестве с ре­лигиозными организациями. Это вопрос об использовании открытого огня в помещениях для прове­дения молебнов, перед иконами (свечи, лампады и т.д.). Из истории религии известны случаи, когда в храмах, где использовался открытый огонь, возникали пожары. Открытый огонь в помещениях, за­жигаемый в религиозных целях, допустим, но при условии, если администрация предпринимает меры предосторожности в соответствии с правилами пожарной безопасности в ИУ. Кроме того, в на­стоящее время открытый огонь в храмах все чаще заменяется электрическими лампами.

Важным вопросом, поднимаемым священнослужителями различных религиозных конфессий пе­ред администрацией ИУ, является вопрос о наличии обособленного помещения для совершения куль­товых действий. Проблема усугубляется, если в ИУ с осужденными работают представители различных направлений. По закону у них равные права и возможности. Кому же предоставить помещение (если оно есть в учреждении), а кому и по какой причине отказать? Следуя Конституции Российской Феде­рации, либо всем претендующим на это конфессиям поровну, либо никому. Любое иное решение про­тивозаконно. Если же в ИУ действует столько религиозных организаций, скольким местные условия позволяют выдать помещения, то они должны выделяться.

Деятельность религиозных организаций в ИУ предусматривает совершение различных культовых обрядов при духовном окормлении осужденных. Основным обрядом посвящения в веру является Кре­щение. Это водная процедура может проводиться либо в храме с использованием особой емкости с водой (купели), либо на открытом воздухе в естественном или искусственном водоеме (реке, озере, пруде). Проблема возникает, если на территории ИУ отсутствует такой водоем или храм (церковь). Ре­шение этой проблемы может быть следующим:

во-первых, осужденных, выразивших желание креститься и получивших согласие на это соответст­вующей церкви, если это возможно, временно (или до окончания срока), переводят на бесконвойное содержание. После чего они принимают Крещение в местной церкви наравне со всеми гражданами;

во-вторых, по предварительной договоренности с территориальными органами УИН осужденных привозят из ИУ, где нет условий для совершения обряда, в учреждение, где эти условия созданы. По­сле совершения обряда их возвращают обратно;

в-третьих, возможен вариант, когда по предварительной договоренности со священнослужителя­ми осужденных под надлежащей охраной вывозят к водоему, подходящему для проведения обряда.

Взаимодействие с религиозными организациями требует от администрации ИУ серьезного подхо­да. Рекомендуется выделить должностных лиц (целесообразно из сотрудников воспитательной служ­бы), постоянным поручением которых будет работа с представителями Церкви.

В ИУ работают разные конфессии и религиозные организации. Весьма опасно дестабилизирующее разделение осужденных на определенные группы по конфессиональным признакам. Было бы неосмо­трительно устраивать по этому поводу дискуссии между осужденными. Необходимо воспитывать у них терпимость к любому вероисповеданию, уважение к религиозным чувствам каждого человека, препят­ствовать возникновению вражды и розни на религиозной почве.

Главное, что необходимо уяснить – любое посещение ИУ представителями религиозных организа­ций должно быть нацелено на духовное перерождение преступивших закон, служить общему делу ис­правления и воспитания осужденных, способствовать возвращению их в общество полноценными, нравственно здоровыми людьми.

Как правило, среднестатистический человек, осужденный за преступление к наказанию в виде ли­шения свободы, вырос в бедной или неполной семье. Вследствие дефицита любви, заботы и ласки, дисциплины в семье еще подростком он привык делать все, что ему заблагорассудится. Скорее всего, такой человек малообразован: его школьные годы проходили, по большей части, или в коридоре, или в прогулах, пока он в конце концов не бросил школу. Поэтому у него ограниченный словарный запас. Обычно он почти не имеет профессиональной подготовки и трудовых навыков. Если где-то и работал, то на малоквалифицированной и низкооплачиваемой работе. Он считает себя неудачником, челове­ком, обделенным жизнью, Он считает, что общество против него. Его мироощущение – это «они» (милиция, судьи, юристы, тюремная администрация и вообще вся страна), а это «я», и все «они» вместе ви­новаты в том, что он арестован и сидит в тюрьме.

Попав в камеру следственного изолятора, он впервые понимает, что такое тоска и одиночество, и в первый раз в жизни оказывается отделен от семьи и друзей. Возможно, у него иногда и бывают свида­ния под надзором с друзьями или родственниками, но этого всегда мало и недостаточно.

Человек ощущает себя жертвой несправедливости. Ему трудно осознать тот факт, что он сам несет ответственность за то, что находится в тюрьме. И от безысходности и жалости к самому себе обвиняет общество, законы которого преступил. Вместе с другими он в пренебрежительной форме выражает от­крытое недовольство обществом, законом и властями, всегда готов поддержать разговор на эту тему. Из-за того, что он без помощи не может самостоятельно справиться со своими проблемами, то он их просто отрицает или не замечает. Он хочет на свободу и прямо сейчас. Это доминирующее желание, он думает об этом день и ночь, жаждет, во что бы то ни стало выбраться из-за решетки.

Как правило, эти люди теряют чувство собственного достоинства и прикрываются вызывающим ви­дом, пытаясь представить себя «правильным человеком», чтобы добиться уважения хотя бы у своих со­камерников. При этом в глубине души он все равно чувствует себя одиноким и отверженным, так как традиции тюремного общения предписывают никому не доверять.

В камере предварительного заключения человек старается найти себе подобных. И все же у него во­все нет или очень мало людей, с которыми возможны нормальные человеческие взаимоотношения. В условиях камеры, в неестественном однополом окружении имеют место приглашения к гомосексуаль­ным (или лесбийским) связям, принуждение к ним, а иногда и изнасилования. Гомосексуальные отно­шения, без сомнения, являются неотъемлемой частью тюремной действительности, особенно в учреж­дениях, где содержатся люди с большими сроками наказания. Это усиливает замешательство, напря­женность и страх не только среди осужденных, но и людей, которые их посещают. Однако во многом и угроза, и фактические случаи гомосексуальных отношений сильно преувеличены. В зависимости от вида исправительного учреждения эти отношения затрагивают от 5 до 15 процентов людей.

Человек, осужденный к лишению свободы, остро нуждается в том, чтобы кто-то проявил бескоры­стную, искреннюю заботу о нем, не создавая впечатления, что он лучше его, не принижая его лич­ность. Ему нужен друг, который согласен больше слушать, чем говорить, кто своими мудрыми и доб­рыми наставлениями поможет ему разобраться в себе и увидеть выход из создавшегося положения. Он нуждается в установлении новых и ценных для него отношений с другими людьми, душевных свя­зей, базирующихся на взаимном доверии, понимании, уважении и откровенности. И здесь для свя­щеннослужителя открывается широкое поле деятельности, чтобы помочь человеку, отбывающему на­казание в виде лишения свободы, перекинуть мост из места отбывания наказания в свободный мир Иисуса Христа.

Практические  рекомендации:

Зачастую первым и непременным условием для встречи с осужденным к лишению свободы должно быть его личное желание встретиться со священнослужителем. Это может быть заявление на имя на­чальника учреждения, письмо в церковь или просьба через других осужденных – неважно. И каковы при этом мотивы его сердца – известно лишь Богу. Не пытайтесь выяснить, что побудило его просить об этой встрече, но если он сам начнет рассказывать, то слушайте внимательно и не перебивайте.

При этом вы должны ясно понимать, что если неверующий человек попросил о встрече с верующи­ми христианами, то, скорее всего, это только потому, что ему больше нечем заняться, ему скучно и до смерти надоела тюремная жизнь и тюремное окружение. Беседа с верующими для него просто развле­чение, и только ваша настойчивость и терпение, искренность и вера могут помочь осужденному пове­рить в то, что вы говорите.

Несколько практических рекомендаций:

Для начала работы изучите правила внутреннего распорядка исправительного учреждения, где находится ваш подопечный. Запомните имена всех официальных лиц администрации учрежде­ния, отнеситесь к ним с уважением. Они не ваши враги и не вашего подопечного. Они выполняют свою работу, исполняют свой долг.

Помните, что сотрудники хорошо осознают ценность христианского служения в тюрьмах. Сотруд­ничайте с администрацией исправительного учреждения. Проконсультируйтесь, что разрешено и что запрещено в данном конкретном учреждении. Строго выполняйте все правила и предписания нормативных актов.

Ничего не вносите и не выносите тайно. Если при посещении своего подопечного вы что-нибудь взяли у него, то обязательно спросите у охраны разрешение на вынос этого предмета из колонии. Не давайте своему подопечному домашний адрес и телефон, ни в коем случае не принимайте от него каких-либо записок для нелегальной передачи. Вы можете оказаться втянутым в подготовку побега или какого-нибудь другого противозаконного деяния.

Никогда ничего не посылайте и не звоните по просьбе своего подопечного. Как уже говорилось, сами того не подозревая, вы можете стать соучастником противозаконных действий и подверг­нуть опасности не только свою жизнь, но и ваших близких. Ваше имя, адрес, телефон и другие личные данные могут стать известны совершенно посторонним людям. В процессе общения с подопечным никогда не вступайте с ним в беседы о несправедливости об­щества, законов, власти и не поддерживайте его высказывания на эту тему. Если услышите по это­му поводу критические замечания или высказывания, не принимайте никакую сторону. Помогите ему обратить внимание на обе стороны конкретного явления или события. Посещайте своего подопечного регулярно. Каково бы ни было расписание ваших встреч (ежене­дельно, раз в две недели или ежемесячно) – неважно, но они должны проходить регулярно, если священнослужитель посещает человека противоположного пола, то он обязан полностью ис­ключить личностные, романтические отношения со своей стороны. Попытки установить романти­ческие отношения со стороны осужденного надо вежливо, но твердо пресекать в самом начале. В беседах с подопечным полностью исключите из своего лексикона слова «заключенный», «осуж­денный», жаргон. Не используйте какие-либо сравнения с домашними животными (например: «ну что ты уперся, как козел», «зачем ты распетушился» и др.). Это может вызвать непредсказуе­мую, резко негативную реакцию, так как «тюремные правила» предписывают расценивать это как величайшее личное оскорбление.

Избегайте расспросов о содеянном. Если он сам хочет поговорить на эту тему – слушайте. На са­мом деле и в Полиции, и в суде у осужденного было предостаточно разговоров на эту тему, и по­этому она может быть для него очень ненавистной. Также избегайте шуток и неразумных обеща­ний,

Не спешите с духовными назиданиями. Не бомбардируйте его библейскими цитатами. Не нагру­жайте сложными доктринами; это может отбить охоту слушать. Будьте естественны в поступках и речах.

Сумейте разговорить подопечного. Пусть расскажет о себе и о своих родных. Не затягивайте пер­вую встречу более 5-10 минут. Разговор не должен наскучить. Прервите беседу, когда она заинте­ресует его по-настоящему. Тогда он будет с нетерпением ждать, когда вы появитесь снова. Очень важно уйти вовремя. Лучше уйти раньше, чем позже.

Если у осужденного нет Библии или Нового завета, подарите их ему, но не спешите с доктринальной литературой. Предложите ему прочитать к следующей встрече часть Евангелия и записать не­понятные места. Говорите с ним просто и прямо, как с равным.

Помогите ему разобраться с чувством собственной вины. Но не оправдывайте его преступления и проступки.

Попробуйте выяснить нужды своего подопечного. Постарайтесь помочь, чем можно, не нарушая Правил внутреннего распорядка,

Спросите у человека о будущем, чем бы он хотел заняться после освобождения. Обсудите с ним, какими путями можно достичь поставленной цели. Составьте реальные планы: как, например, найти работу, продолжить учебу, восстановить семейные связи и т.д. Реально оценивайте успехи и приоритеты в отношениях со своим подопечным, но никогда не ста­новитесь критиком или судьей. Ведь вы не судья, а друг. Приучайте подопечного к мысли об ответственности за свои поступки. Бескомпромиссно реагируйте на ошибки и проступки человека, смело говорите ему об этом, показывайте  свое твердое отношение к греху.

Помните о своей ответственности пред Господом и Церковью за результаты своей деятельности. Случайностей не бывает. Лучше работать с одним человеком, но основательно, чем со многими, но поверхностно.

Не расстраивайтесь, если не достигаете быстрых результатов. Старайтесь просто сделать все возможное с вашей стороны. Оставьте результаты Богу.